Для одних карантин – это zoom-конференции с коллегами, онлайн-тренировки по йоге, фото с подушкой вместо платья, челленджи по выпечке домашнего хлеба. Для других – падение выручки на 90%, ежедневная головная боль, как выплатить аренду и зарплату сотрудникам за месяцы простоя, и печальная перспектива не открыться вовсе, когда все это закончится. Рассматриваем на примере конкретных заведений, как рестораны переживают этот кризис.
Если уж один из топовых ресторанов мира NOMA открылся после карантина в формате бургеров с вином на вынос, то грех не воспользоваться этим примером. Нынче не время для сложной еды и долгих церемоний. Берешь кофе на вынос, а дальше – где присел, там и ресторан. Демократичные сеты – это то, что поможет заведению оставаться на плаву, а гостям порадовать себя без лишних трат.
Пример: Commons Антона Абрезова вместо замысловатых блюд предложил на доставку бургеры, запеченный картофель и курочку в панировке. DuoBand и Birch тоже упростили меню в формате take away. «Миндаль кафе» Марины Наумовой стал работать в формате продуктовой лавки, продавать замороженные пельмени, хинкали, вареники. Рестораны DreamTeam тоже переквалифицировались в мини-лавки с фермерскими овощами, фруктами и вином по цене супермаркетов. Плюс, их фудтрак колесит по Санкт-Петербургу и Ленобласти, доставляя мясо и продукты и устраивая гриль-вечеринки на парковках.
Сейчас – самое время поддерживать друг друга. Поэтому небольшие локальные проекты объединяются, создают классные вещи, чтобы выживать вместе.
Пример: команда Commons весь апрель доставляла заказы с едой в пакетах, которые вручную расписаны петербургскими художниками.
В изоляции мы все соскучились по живому общению. То, что сейчас нужно – видеть живые лица, слышать человеческую речь, ощущать себя участником легкой беседы. Что отлично работает: короткие видео-рецепты домашних завтраков, десертов, ужинов из доступных продуктов; прямые эфиры с пошаговым описанием каждого этапа приготовления; сохраненные в IGTV видео с готовкой и рассказами; видео-ответы на вопросы подписчиков обо всем – о жизни, бизнесе, настроении, планах на будущее.
Пример: METRO Cash&Carry запустил акцию, в ходе которой шефы готовят в прямом эфире и делятся рецептами. Александр Белькович снимает ролики о жизни на карантине, показывает, как готовит сам, с детьми, с женой, отвечает на вопросы зрителей, делится кулинарными лайфхаками. Юрий Косторев, шеф сочинского ресторана Red Fox, выкладывает короткие, вкусные и несложные варианты блюд, которые можно повторить на бытовой кухне.
Самое простое – конструкторы еды, из которых вы готовите блюда под руководством знаменитого повара. Ресторан заранее доставляет наборы продуктов, назначает время онлайн-конференции, шеф и гости подключаются и вместе готовят под музыку и бокальчик игристого.
Пример: WhiteRabbitFamily организовали доставку для таких онлайн-ужинов – все подготовили, замариновали, дают пошаговую инструкцию. Вы выбираете дату, собираете друзей онлайн, вам привозят заказ, вы готовите, сервируете и наслаждаетесь ужином с близкими, не выходя из дома.
Рестораны, которые уверены, что после пандемии вернутся к работе, предлагают гостям проявить лояльность и купить сертификат на будущее посещение. Обычно с внушительными скидками.
Пример: Italy Group и Craft Flowers придумали совместный конкурс, победитель которого получает денежный сертификат на посещение Italy и цветочную подписку. «Буше» предлагает оформить подписку, по которой они будут привозить набор кофе свежей обжарки. Commons сделали сертификат со скидкой 20%, чтобы можно было устроить ужин, когда будет удобно.
Продуктовые сети предложили помощь рестораторам и готовы выложить их продукцию на полки супермаркетов. Предложения от предпринимателей рассматриваются оперативно. Все партнеры проходят обязательную проверку качества. Хорошая перспектива – отработать схему и продолжить сотрудничать на постоянной основе.
Пример: этой возможностью уже воспользовалась Italy Group, объединив усилия с сетью «ВкуссВилл», где теперь продается их замороженная пицца. Также «ВкусВилл» с апреля реализует продукцию сетей «Счастье», «Марчеллис», Pitcher, ресторана Bilbao. «Британские пекарни» договорились о продаже тортов и пирожных в сети Prisma.
Десерт, открытка, подписанная от руки, промокод на следующий заказ, фирменный мерч. Такие мелочи несложно реализовать, но они вызывают приятные эмоции при получении, надолго откладываются в «ящичке» с хорошими воспоминаниями, и их любят выкладывать в сториз.
Пример: пекарня «Батон» в Москве доставляет хлеб в уютных холщовых мешочках. Сеть «Пхали Хинкали» дарит в подарок санитайзер при заказе доставки и самовывоза, а также хачапури и бутылку вина при заказе от определенной суммы.
Блогеры на карантине снимают 24/7. Они не дадут забыть о вас. Через лидеров мнений легко рассказать об акциях, новых услугах и меню.
Пример: Матильда Шнурова в разгар карантина запустила доставку блюд из своего нового кафе Bio My Bio, который даже не успел открыться оффлайн. Чтобы рассказать о проекте и сервисе доставки, Матильда как опытный ресторатор, разослала лидерам мнений – блогерам, фуд-журналистам, редакторам изданий, критикам – сэты блюд с лично подписанными открытками, получила много лестных отзывов, дополнительный охват, узнаваемость и отработала сам механизм доставки. Ровно так же поступил Арслан Бердиев, когда в середине мая Birch стал работать в формате take away. Через соцсети об этом узнали все поклонники ресторана, так что команда едва справляется с наплывом заказов.
Всем держаться! Работаем дальше.