Кофе может стать не только «ароматной» любовью всей жизни, но и успешным бизнесом в сфере общественного питания. Число поклонников качественных кофейных напитков неизменно растет, и это отличный шанс для начинающих предпринимателей, чтобы открыть кофейню. Одна из приятных особенностей этого направления заключается в том, что для запуска кофейни с нуля не обязательно быть ресторатором, но важно стать профессиональным ценителем и кофейным экспертом.
Кафе на основе кофе – это самый гибкий ресторанный формат. Концептуально этот вариант общепита может быть реализован по-разному, начиная от мобильного киоска-фудтрака с кофе to go, до премиальной кофейни-кондитерской с ассортиментом выпечки, десертов и сладостей или даже в виде вендинговой продажи кофе через аппарат. Если обобщать, то в России идеи бизнеса, связанные с кофе, реализуются следующим образом:
История кофе в России: от Олимпиады-80 до «Старбакс»
Если оставить в покое приснопамятного Петра I, которому приписывают распространение кофе в России, то можно с уверенностью сказать, что в плане культуры кофепития Россия была довольно отсталой страной года так до 1996. За редким исключением. К примеру, на Дону, в некоторых казачьих станицах, была распространена своя «файфоклок» традиция – ровно в полдень бросать все и садиться пить кофе. Натуральный, молотый, заваренный в турке. Причем употребляли его в основном турчанки (привезенные военными мужами в качестве трофеев из дальних походов), которые таким образом пытались сохранить свою национально-культурную идентичность. Постепенно этот обычай растворился, также как растворяется в чашке порошок, именуемый растворимым кофе из жестяной банки.
Еще одна вялая попытка возродить эстетику кофеен была предпринята накануне московской Олимпиады 1980-ого года. Тогда в столицу были экстренно завезены итальянские и венгерские эспрессо-кофемашины. К несчастью, советские бармены быстро разобрались, как из стандартной закладки в 7 граммов на одну порцию кофе делать две, а то и три чашки. Такие кофе-помои не подавали разве что в Центральном Доме Художника, да в ленинградском «Сайгоне». Надежда на то, что в отечественных заведениях появится качественный кофе, покинула нашу страну вместе с последними уехавшими из нее после Олимпийских игр заграничными атлетами и туристами. У советских граждан потребности пить кофе вне дома, в уличных кафе, так и не возникло. Ровно, как и не было самих уличных кафетериев.
Самое удивительное, что в Штатах с кофейнями складывалась приблизительно такая же ситуация. Но несколько по иным причинам. Американцы, взращенные на консервированных супах Campbells из банки, долгое время считали, что ароматный черный кофе – это порошок из жестяной банки. Собственно, компания «Старбакс» появилась в 1971 году именно как попытка изменить сложившиеся устои в кофейном вопросе: его основатели – три энтузиаста и, по-видимому, большие ценители зернового – организовали собственную кофейню, так как им надоело ездить в соседний город за чашкой приличного кофе.
Одной точкой продаж дело не ограничилось. Все, за что ни берутся американцы, они делают масштабно и даже несколько фанатично. Если строят дома, то непременно небоскребы, если снимают фильмы, что только блокбастеры, если начинают увлекаться спортом, ЗОЖ и ПП, то возводят в культ красивое и спортивное тело… Если решают внедрить эстетику потребления кофе в массы, то доводят процесс до состояния, напоминающее программу подготовки «морских котиков» – о том, что такое «калита», «мытая Кения», «каппинг» и «альтернатива» – будут знать все жители страны от мала до велика, буквально с молоком матери впитывая знания о разнице между миндальным, соевым и классическим молоком для настоящего капучино.
Собственно так и случилось с культовой сетью Starbucks. Все кофейни бренда с самого начала их запуска придерживаются очень жестких правил ведения бизнеса, пресекая все то, что мешает наслаждаться кофе. Отличительными чертами американкой концепции кофеен – Seattle (по названию города, где открылась первая точка бренда) являются следующие черты:
Первые настоящие кофейни в России, которые стали появляться во второй половине 90-х годов, ориентировались во многом на американский стиль заведений Starbucks, то есть представляли собой стильный фаст-фуд с обслуживание через барную стойку, кофе на вынос, минимумом еды. Со временем стали открываться тематические кофейни, музыкальные, литературные кафе и читальни (как в «Буквоеде»), венские кофейни, кофешопы и кофебары, где в начале 2000-х стало модно встречаться и проводить деловые переговоры, а фрилансеры оккупировали эти заведения в качестве своих рабочих мест.
Сегодня точное определение с идеей и форматом кофейни – основополагающее условие успешного проекта. От базовой концепции зависит расположение, меню, дизайн, способы продвижения.
Три главных правила ресторанного бизнеса – это локация, локация и еще раз локация. Безусловно, первое, о чем нужно задуматься – это местоположение кафе. За кофе люди не поедут на окраину города, поэтому открываться нужно вблизи крупных бизнес-центров, учебных заведений, в торгово-развлекательных комплексах.
С другой стороны, небольшая кофейня-кондитерская, которая предлагает не только напитки, но и разнообразные закуски, может удачно вписаться в инфраструктуру спального района.
С кофейней в аэропорту или на желездорожном вокзале – также проще отбить первоначальные вложения, однако, здесь есть сложность в виде высокой арендной платы. Новичков на «хлебную» точку в аэропорту вряд ли пустят, здесь чаще открываются сетевые кофейни и рестораны по франшизе.
Альтернативный вариант – кофейня в торговом центре, где люди не просто совершают покупки, но порой отдыхают всей семьей в выходные дни, гуляют, обедают, встречаются с друзьями и запросто могут потратить 200-300 рублей за чашечку кофе с круассаном.
Существуют определенные нормы, согласно которым кофейня должна быть не меньше 20 кв.м. Для полноценного заведения с посадкой 50-75 гостей, необходимо выбирать помещение 150-160 кв.м. Если кофейня представляет собой киоск с кофе to go или мобильный ларек-фудтрак, то он должен быть спланирован в соответствии с требованиями к установке и эксплуатации технологического оборудования. В любом случае, не помешает проконсультироваться со специалистами по проектированию предприятий питания и торговли, которые работают в штате «Алтэк». Они проведут анализ предполагаемого помещения на предмет соответствия нормативам, подскажут, как лучше расположить пищевое оборудование на объекте, и просчитают требуемые мощности по коммуникациям (вода, электричество и т.д.).
Первая задача в плане оснащения кофейни – купить хорошую профессиональную кофемашину. Они бывают полностью автоматические или полуавтоматы. Если заведение небольшое, то остановите свой выбор на автомате. Такая машина будет сама перемалывать зерна, дозировать смесь и взбивать пенку для капучино. Полный «флэш рояль» по функционалу естественно отразиться на цене кофемашины. Но, поверьте, это того стоит. И не нужно искать опытного бариста, чтобы порадовать своих гостей качественным напитком. Профессиональная кофемашина NUOVA SIMONELLI Microbar стоит около 150 тысяч рублей.
Если переплачивать не хочется, и в кофейне работает хороший бариста, то можно смело покупать кофемашину полуавтоматическую. У NUOVA SIMONELLI есть отличные модели за 50-60 тысяч рублей. Мы также можем предложить профессиональные кофемашины брендов CASADIO, FRANKE, LA CIMBALI, ELEKTRA разного ценового диапазона и для разных сфер применения – для офисов, кафе, баров.
Если денег совсем не хватает, то можно взять кофемашину в аренду. Эта услуга обойдется около 15 тысяч рублей в месяц. Важно выбрать правильного поставщика барного и кофейного оборудования, который сможет привезти, настроить аппараты, обеспечить технической поддержкой, запчастями, моющими средствами, своевременно выявит и устранит ошибки в оборудовании. Польный спектр услуг в области оснащения предприятий питания разного масштаба может предложить группа компаний «Алтэк». Мы работаем по всей России и СНГ, открываем десятки кафе ежегодного.
Если вы планируете продавать не только кофе, но и закуски, то для мини-кофейни вам пригодятся:
Отдельных затрат потребует закупка кофейных ингредиентов, посуда (фарфоровая или одноразовая), мебель, элементы интерьера, рекламная кампания по раскрутке бренда. Практически весь спектр этих и других услуг предлагает группа компаний «Алтэк». Обращаясь к нам, вы получаете комплексное сопровождение проекта – от идеи до открытия кафе. На определенных этапах мы подключаем к работе опытных экспертов из дружественных нам компаний-подрядчиков для лучшего результата. К примеру, у нас есть партнеры по направлению разработки дизайн-проектов. Также мы можем порекомендовать проверенных поставщиков кофейных зерен и других ингредиентов.
Прибыльность заведений общепита этого формата колеблется в пределах 40-60%. Но на это влияет довольно большое количество факторов – качество выбранного сырья, местоположение, маркетинговая поддержка, уровень сервиса, ценовая политика торговой точки. Одни кофейни выходят на полную окупаемость уже через год после открытия, какие-то даже через 2-3 года не достигают желаемых результатов и закрываются, давая дорогую новым, «свежим» проектам.